Проект постановки оперы
Постановка оперы Владимира Мартынова “Vita Nova”, мировая премьера
Формы решения поставленных задач:
✔ совместная постановка, копродукция с известным оперным домом
✔ включение этой постановки в фестивальную европейскую программу
Целевая аудитория: музыковеды, искусствоведы, представители СМИ, музыкальные критики, взыскательные и подготовленные театралы, молодежь от 18 до 25 лет, те, кто имеет высшее образование и «интеллигентную» профессию, любители современного искусства.
Полезные итоги реализации для общества:
- Международный проект с привлечением зарубежных участников, солистов, оркестра, консультантов по современной музыке и современному театру, режиссёра-постановщика.
- Интеграция в международный культурный процесс.
- Обеспечение новыми рабочими местами.
- Создание административного аппарата, развитие ситуации российсикого менеджмента.
- Повышение квалификации и компетентности специалистов, участвующих в создании постановки.
- Апробация нового для российской действительности маркетингового инструмента — творческого краудфандинга ( на базе сайта Планета.ру, являющегося русским Кикстартером для творческих людей) и выход на международный уровень.
- Привлечение внимания СМИ — как российских, так и зарубежных.
- Привлечение инвесторов, как российских, так и зарубежных партнёров.
Вывод по полезным итогам реализации второй задачи для общества: создание нового музыкально-театрального продукта, готового к экспорту, продвижение современной российской оперы, развитие отечественного музыкального театра.
Концепция постановки оперы
Жажда всепоглощающего новаторства, наблюдающаяся у композиторов второй половины XX века и вплоть до наших дней, привела к рождению нового стремления, которое условно можно обозначить «вперёд в прошлое». Однако это стремление совершенно не похоже на потенции неоклассицизма начала XX столетия, это не просто заигрывание с барочными или классическими формами и стилями ушедших эпох, а поиск путей к возрождению духовных ценностей, возрождению истинно «музыкального».
Одним из первых среди отечественных композиторов, пришедших к этой мысли, явился Владимир Мартынов. После теории и истории музыки, музыкальной социологии музыканту по Мартынову нужно изучать антропологию музыки, а затем заняться самопознанием.
Владимир Мартынов — крупнейший российский современный композитор, по праву считающийся одним из самых влиятельных творцов нашего времени, музыкант-мыслитель, читающий фундаментальный курс «Музыкальная антропология» на философском факультете Московского государственного университета, автор музыкальных и литературных бестселлеров, историк и теоретик музыки, вдохновенный пианист, лауреат Государственной премии России. Он — автор нашумевшей теории «конца времени композиторов», несколько лет назад буквально взорвавшей музыкальную общественность и расколовшую её на два враждующих лагеря. В своей книге, которая собственно так и называется «Конец времени композиторов», Мартынов доказывает, что для существования музыки фигура композитора вовсе не обязательна. Ведь вплоть до Средневековья европейская музыка обходилась без нее, а в неевропейских культурах её совсем не знали. Профессия композитора как появилась, так и исчезнет, — утверждает Владимир. Ему же принадлежит создание и новой художественной хронологии, согласно которой все мы живём в эпоху «опус пост», в зоне посткомпозиторской реальности. Однако провозглашая во всеуслышание “конец времени композиторов”, Мартынов тем не менее видит выход в движении к vita nova — Новой жизни музыки. Произведением, идеально показавшем этот путь в будущее, стала опера Мартынова с символическим названием «Vita nova».
В наше время композиторы неустанно ищут пути бытования оперы в современной ситуации, в условиях существования кинематографа и мюзикхолла. Современная опера своим существованием сама ставит вопросы: что такое опера как жанр сегодня, нужны ли оперы, в которых музыка – лишь раскраска драматического текста. Опера «Vita nova» — одна из попыток прорваться в будущее, создать что-то новое и адекватное своему времени.
Владимир Мартынов: «Опера в том классическом виде, в котором мы ее знаем, практически умерла. Единственная возможность сделать что-то интересное начинается с признания этого факта. А дальше возникает разговор, в каком направлении двигаться. То, чем мы занимаемся, можно назвать постмодернистской рефлексией на тему ушедшей оперной эпохи. С этим связана определенная игра. А если говорить о разнице между нами, то я чувствую себя скорее не музыкантом, а исследователем или реставратором. Мне интересно сделать оперу, где присутствовали бы все элементы, которые нравятся публике. И в то же время сделать так, чтобы все оперные красоты служили скорее ритуально-медитативным принципам. Опера возникла из мистерии и богослужения. Мне хотелось бы снова вернуть ее в это русло».
Предыстория такова: главные театры страны, Большой и Мариинка, в 2002 году по инициативе продюсера Эдуарда Боякова впервые за последние тридцать лет решили обратиться к старой доброй системе заказа произведения современному композитору. Так появился масштабный проект, в рамках которого по заказу Большого театра была написана опера петербуржца Леонида Десятникова «Дети Розенталя» на либретто Владимира Сорокина, постановку осуществил режиссёр Эймунтас Някрошюс (далее предполагались обменные гастроли). В свою очередь Мариинский театр заказал оперу москвичу Владимиру Мартынову, премьера которой так и не состоялась вследствие отказа в участии одного из фигурантов, а может быть, и из-за большей художественной радикальности произведения Мартынова в сравнении не только с Десятниковым, но и со «скандальным» Сорокиным. Проект смогли осуществить только частично. В результате Валерий Гергиев на открытии своего Первого Пасхального фестиваля дирижировал только вступлением к опере, в 2003 году было исполнено первое действие под управлением Андрея Петренко. Наконец, полнокровная премьера оперы «Vita Nova» в концертном исполнении состоялась в лондонском Royal Festival Hall 18 февраля 2009 года при участии выдающегося дирижёра современности Владимира Юровского (главный дирижер Лондонского филармонического с 2007 года) и Лондонского филармонического оркестра. Исполнители главных партий — сопрано Татьяна Моногарова (Беатриче) и тенор Марк Пэдмор (Данте). После Лондона опера отправилась в нью-йоркский Линкольн-центр. До России докатилось лишь эхо героизма и скандала в яростных рецензиях музыкальных критиков. Кстати говоря, Нью-йоркское исполнение было более успешным и публика горячо принимала произведение русского минималиста.
Владимир Мартынов: "Сейчас невозможно писать оперу, так как чистосердечно, чисто оперу можно писать только о том, что нельзя писать оперу. Был период истории, когда опера служила объединяющим началом. Зритель самоидентифицировался на операх Верди и Вагнера, понимал, что он итальянец или немец. Сейчас это больше не происходит в опере».
Сюжет Владимир Мартынов искал давно, пока ему не попалось неизвестное широкой публике произведение «La Vita Nuova» итальянского поэта, одного из основоположников литературного итальянского языка Данте Аллигьери. Этот сборник любовных сонетов принадлежит к числу наиболее ранних литературных произведений, написанных в Италии на итальянском языке (а не на латыни). Собственно, именно «Новая жизнь» способствовала кодификации тосканского диалекта.
Владимир Мартынов: «Мне кажется, Данте сочинил абсолютно постмодернистскую вещь. Vita Nova – это текст о тексте. Данте влюбляется в Беатриче, рассказывает, как сочинял каждый сонет, приводит текст сонета, а потом разбирает его. Он объясняет, почему пишет о любви. И выводит Любовь в качестве одного из персонажей. Это произведение Данте идеально подходит для того, что я задумал. Меня не устраивает, что в опере любого композитора – от Монтеверди до Вагнера и Верди, музыка привязана к тексту и выражает чувства героев. Я хочу разорвать эту связь, пытаюсь найти новую ситуацию бытования оперы».
Либретто оперы написано на русском, итальянском языках и латыни. Соавтором Владимира Мартынова по либретто стал театральный продюсер и режиссер, директор театра "Практика" Эдуард Бояков.
Эдуард Бояков: «"Vita Nuova" как произведение - это феноменальный, если смотреть сегодняшним глазом, постмодернистский метатекст, мультимедийный, наверное. Потому что здесь есть не просто какие-то жанровые разностилевые пространства, а здесь действительные есть разные антропологические, разные художественные практики».
В опере задействовано несколько музыкальных стилей: григорианика, оперный язык, характерный для XIX века и стиля романтизм, а также стиль музыкального авангарда. Буквально, от Перотина до Шёнберга. Эти стили находятся друг с другом в довольно сложных взаимоотношениях, в опере идет музыкальная игра, параллельно которой развивается игра с пространством. В партитуре жёстко регламентировано каждое действие. В одних фрагментах певцы находятся на сцене, в других – в зрительном зале. В некоторых эпизодах их расположение в пространстве повторяет иллюстрации Боттичелли к «Божественной комедии». Композитор это сделал для того, чтобы каждая из линий оперы – текст, музыка и мизансцены – была не связана друг с другом. Они развиваются сами по себе. И в то же время между музыкой, текстом и действием существуют определенные структурные соответствия. Это дает возможность изменить традиционные представления об опере, ввести ее в более широкий культурный контекст.
Владимир Мартынов: «"Vita Nova" — это опера об истории оперы как наиболее важном жанре в европейской культуре».
«Vita Nova» - произведение синтетическое, мистериальное, которое не может быть сведено ни к одному из имеющихся в нем стилей. Это опера как бы с «двойным дном» . И в то же время, внешне, структурно, в ней всё абсолютно всерьез: три акта, оркестр, арии, хоры, постановка. Жизненная коллизия, сюжетная канва оперы предельно проста — неудавшаяся любовь. Однако композитор задумал показать, как через отвергнутую любовь герой постигает нечто большее, чем он вообще мог представить.
В оперном тексте есть три пласта, три уровня бытования, за каждый из которых отвечает свои лингвистический и музыкальный языки: с помощью современного разговорного русского или английского (в зависимости от страны, где идёт исполнение) обрисовывается бытовая жизнь, сонеты Данте воспроизводятся на итальянском, а область литургической данности — на латыни. Получается, что в тексте оперы задействована интеллектуальная память всего человечества.
Джерард Макберни ( английский музыковед): «Данте — это самые глубокие традиции католичества, это католическое явление, причем не только католическое, но и гуманистическое. Это человек, который жил в Италии во время начала гуманизма, как нового возвращения. И в этой его поэме "Vita Nuova" какая-то очень глубокая медитация на религиозные темы и на человеческие».
Весной уже этого года некоммерческое негосударственное учреждение культуры «Галерея Система» во главе с Екатериной Хольм организовало интереснейший цикл лекций о концертов с Владимиром Мартыновым под названием «Vita Nova». В итоге состоялось семь лекций-встреч с мыслителем и музыкантом в рамках которых Мартынов продемонстрировал новый путь преодоления дистанции между современной академической музыкой и публикой. Как искусный садовник в оранжерее, Мартынов постепенно подготавливал блигоприятную почву для восприятия своих произведений увлекательными рассказами из истории искусств. Совместно с Татьяной Гринденко и ансамблем Opus Posth он взлелеивал свою аудиторию мастерским исполнением не только собственных сочинений, но и Ксенакиса, Гласса, Кейджа, создавая необходимый культурный контекст и даря бесценный слушательский опыт.
Магистральной целью этих встреч изначально было осуществление постановки оперы Мартынова «Vita Nova». Для этого впервые в истории современной академической музыки был применён новый маркетинговый инструмент - краудфандинг. Речь идёт о привлечении живых денежных средств для реализации будущего проекта. Пример цикла «Vita Nova» показал, что сегодня самый эффективный метод - непосредственный контакт со своей аудиторией. Однако в итоге, встречи с Мартыновым и его музыкой создали не только финансовую платформу для постановки оперы, но и сформировали сплочённый круг адептов и почитателей его искусства.
Для краудфандинга был выбрана платформа Planeta.ru. Этот вебсайт был запущен в 2012 году для финансирования музыкальных проектов. На Planeta.ru, которая уже успешно функционирует и привлекает средства в проекты, с августа 2012 года началось акционирование постановки оперы Vita Nova Владимира Мартынова с дирижером Владимиром Юровским.
В последнее время в условиях российской действительности наблюдается процесс выхода современной оперы за рамки государственных театров. Опера звучит на независимых, альтернативных площадках. Именно на такой площадке и должна быть представлена опера Владимира Мартынова, чтобы полностью воплотить мистериальность этого произведения, изничтожить границу между сценой и публикой, создать некое гомогенное пространство участвующих и сопричастных разворачивающемуся действу.
Дмитрий Курляндский (композитор): «При взгляде из композиторского цеха ситуация с оперой не кажется слишком унылой. Однако при взгляде на современную музыку в целом, обнаруживается, что всё происходящее в этой сфере – плод активности самих композиторов, заинтересованных в своём продвижении. Поддержки со стороны государства нет никакой. Возможно, потому что в России существует некое недоверие к современной музыке. Начиная с тридцатых и до восьмидесятых годов музыка была орудием идеологической машины. Позднее функция современной музыки стала неясна. Однако сохранилось именно чёткое понимание, что функция должна быть. В этом и кроется проблема современного искусства. На уровне государственных структур, залов и филармоний бытует мнение, что эту музыку не поймут. Следовательно, за публику уже всё решено. На мой взгляд, современным композиторам необходимо переместить свои акценты с широкого слушателя, чтобы «широкий» был не в количественном смысле, а в качественном, ориентироваться на слушателя широких взглядов».
Постановка современной оперы часто предполагает использование определённого аппарата, то есть для исполнения оперного продукта, который может, условно, идти в театрах от Парижа до Мадрида, приглашаются специальные ансамбли. Например, «Klangforum Wien» или Opus Posth - одни из самых задействованных в этом процессе ансамблей. Этот процесс формировался ещё во времена Шёнберга, когда акценты стали постепенно смещаться от оркестра к меньшим составам, что связано с большей дифференциацией материала. Таким образом, возникла тенденция сокращения исполнительского аппарата. Это связано не столько с бюджетом, сколько с художественными задачами. Другая сторона вопроса состоит в том, что специально для постановок создаётся определённое пространство. Например, Жарар Мортье, нынешний интендант Королевского театра Мадрида, заявил: «Для этой оперы мне нужно другое пространство, так как звук должен идти иначе». Специально для оперы Луиджи Ноно «Прометео» Лоренцо Пьяно построил многоэтажную композицию, где оркестр сидел не только вокруг публики, но и над ней. Именно в силу определённых художественных задач, поставленных композитором, возникает потребность в специальном пространстве. Важно, чтобы сотрудничество между всеми разделами оперного процесса, началось очень рано. Идеальная картина должна быть такая: использование активно устоявшихся институций и приглашённых музыкантов, которые своими свежими взглядами на партитуру могут мотивировать всех остальных.
На данный момент к созданию постановки в активе имеются следующие силы: Владимир Юровский и Лондонский филармонический оркестр, ансамбль Opus Posth под руководством Татьяны Гринденко, композитор Владимир Мартынов и его партитура оперы.
Проект становления культурного пространства “Vita Nova”
Концепция культурного явления “Vita Nova” оперирует концепцией Ars-Nova, культурным движением, возникшем в Европе в XIV веке и повлекшим за собой череду революций в музыкальном и изобразительном искусстве.
Целью нового культурного движения “Vita Nova” являются
Преодоление состояния пост-модерна. Основной из характеристик пост-модерна является неверие в мета-нотации или «Великие Рассказы». Концепция “Vita Nova” преодолевает сложившийся скептицизм утверждением Нового Великого Художника и Великого Произведения и создает условия для их становления.
Становление нового пространства музыки и искусства путем сочетаний традиции и новаций.
В эпоху «модерна» традиция и новации находились в состоянии антагонизма . Если новация отвергала традицию, это порождало революцию, если же традиция подавляла новацию – то контрреволюцию. В эпоху же «пост модерна» традиция и новации находились с состоянии симулирования друг друга, в результате чего происходило сознательное опустошение вечных смыслов, выхолащивание смыслов жизнеустройства в целом. Становление нового культурного движения XXI века “Vita Nova” достигается новым сочетанием традиции и новации, синтетичным развитием разных сфер искусства в едином пространстве.
План проекта:
Содержание инициативного проекта: задачи
- Просветительская миссия - создание предпосылок к обновлению и развитию отечественного музыкального театра и сближение его с европейской музыкальной культурой, преодоление дистанции между современной академической музыкой и публикой, формирование новой зрительской аудитории и создание необходимого культурного контекста для этого, формирование новых критериев оценки современного искусства.
Формы решения поставленных задач:
лекции-диалоги о современном музыкальном искусстве, сопровождаемые мультимедийными комментариями;
Целевая аудитория: специалисты различных сфер культуры, музыкальные училища, образовательные ценрты, корпоративная аудитория, «продвинутая» молодежная аудитория, все, кто интересуется и любит современное искусство, представители СМИ.
Полезные итоги реализации для общества:
- Реализация образовательной программы. В рамках лекций предполагается открытие новых имён, неизвестных широкой публике, демонстрация новейших музыкальных произведений, ранее не звучавших в России. По сути — это музыкальный ликбез, который позволит слушателям осмыслить то, что долгое время оставалось сокрытым за «железным занавесом», то, что возникало в девяностые годы, и то, что сочиняется в наши дни. Посетители лекций смогут составить полную картину происходящего в музыке в мировом масштабе и понять место России в этом культурном ландшафте.
- Такого рода встречи сформируют подготовленную аудиторию, создадут необходимый музыкальный контекст для адекватного восприятия современного искусства.
- Привлечения в качестве лекторов известных современных композиторов позволит наладить процесс коммуникации между творцом и его непосредственным слушателем и потенциальным заказчиком.
- Лекции-диалоги будут способствовать передаче знаний непосредственно от первоисточника (композитора), обмену опытом с более молодыми авторами и другими представителями музыкальной профессии, а следовательно укрепление профессиональных связей и ассоциаций.
- Повышение квалификации музыковедов и искусствоведов, представителей музыкальных СМИ.
концерты с привлечением лучших исполнителей современной музыки, премьеры произведений, написанных специально для проекта;
Целевая аудитория: любители современной академической музыки, музыковеды и искусствоведы, композиторы, студенты университетов, институтов культуры, музыкальных колледжей и консерваторий.
Полезные итоги реализации для общества:
- Формирование музыкального вкуса аудитории, получение нового осознания развития искусства в пространстве «Vita Nova”.
- Расширение профессиональных связей за счёт приглашения зарубежных исполнителей и налаживание обратного процесса.
- Расширение деятельности в регионы страны.
- Возрождение системы заказов на произведения современным композиторам.
- Открытие новых имён.
- Возможность для авторов быть услышанными.
- Удовлетворение спроса на музыкальную продукцию в Филармониях, киноиндустрии, театре.
Лекции, концерты новой современной академической музыки, видеоинсталляции от современных деятелей, рефлексирующих на тему современной ситуации в искусстве
Целевая аудитория: художники, заказчики, кураторы, туристы, любители современного искусства, студенты театральных вузов и киноакадемий, режиссёрских курсов, музыкальные училища, образовательные учреждения.
Полезные итоги реализации для общества:
- Актуализация новейших технологий в сфере видео-арта, акустики, планировки театральных и музыкальных площадок.
- Выявление проблемных социально-эстетических аспектов на доступном каждому современному человеку языке визуальных и музыкальных образов.
- Задействование выставочных площадок, декораторов помещений, кураторов и деятелей технической поддержки.
выставки (показ культурного среза нашего времени, новейших художников, набросков и эскизов к современным российским оперным постановкам)
Целевая аудитория: художники, архитекторы, дизайнеры, декораторы, заказчики, инвесторы, все те, кто любит современное искусство, студенты художественных училищ и вузов
Полезные итоги реализации для общества:
- Расширение возможностей профессионально-технического обмена опытом среди представителей художественных профессий, в том числе и в международном масштабе.
- Увеличение возможности трудоустройства современных художников, повышение возможности на получение заказа. Установление новых контактов.
- Формирование истории новейшего искусства XXI века.
- Формирование основных тенденций рынка художественной продукции.
- Создание новых рабочих мест — набор персонала для выставки (кураторы, смотрители, эксперты, экскурсоводы, установщики освещения и самих экспонатов выставки, служба безопасности, пресс-служба)
Вывод по полезным итогам реализации первой задачи для общества:
1.Cоздание мультикультурного кластера не только для профессионального общения музыкантов, композиторов, художников, архитекторов, дизайнеров, декораторов и заказчиков, но и для всех тех, кто воспринимает современное искусство актуальной частью нынешней действительности.
2.Создание, оборудование и освоение необычного пространства для демонстрации экспериментальных арт-объектов, для камерных, фестивальных и оперных постановок в историческом здании, бывшей первой московской телефонной станции, первом московском небоскрёбе, находящемся в Милютинском переулке 5, Москва.
Формы решения поставленных задач:
- Бережная реконструкция строения и вселение в него новой жизни.
Целевая аудитория: социально активный класс, корпоративный класс, галеристы, кураторы, специалисты различных сфер культуры, «продвинутая» молодежная аудитория, туристы, ценители искусства, которым чужд традиционный институт концерта, театра и музея.
Полезные итоги реализации для общества:
- Превращение здания в мультикультурный комплекс, в важную часть современного культурного ландшафта города.
- Насыщение пространства молодыми московскими и международными галереями, мастерскими художников, камерным кинотеатром для ретроспектив, детской художественной студией, экспериментальной оперной студией и лекторием.
- Продвижение многофункциональной площадки как новой, независимой площадки для представления современного искусства, выставок, семинаров, конференций
- Придание окружающей территории статуса культурной зоны.
- Привлечение партнеров и инвесторов.
- Повышение квалификации и компетентности культурных субъектов, участвующих в создании, производстве, дистрибуции, маркетинге и управлении культурными товарами и услугами.
- Создание рабочих мест.
- Расширение возможностей профессионально-технического обучения.
- Возможность аренды помещения для выставки, концерта, семинара и т. д.
Вывод по полезным итогам реализации второй задачи для общества:
новое пространство для представления культурных событий и место сотрудничества, обмена опытом и взаимодействия творческих людей. Арт-кластер, который сконцентрирует лучшие творческие ресурсы города и создаст принципиально новую, привлекательную для широкой публики художественную среду.
- Постановка оперы Владимира Мартынова “Vita Nova”, мировая премьера
Формы решения поставленных задач:
- совместная постановка, копродукция с известным оперным домом
- включение этой постановки в фестивальную европейскую программу
Целевая аудитория: музыковеды, искусствоведы, представители СМИ, музыкальные критики, взыскательные и подготовленные театралы, молодежь от 18 до 25 лет, те, кто имеет высшее образование и «интеллигентную» профессию, любители современного искусства.
Полезные итоги реализации для общества:
- Международный проект с привлечением зарубежных участников, солистов, оркестра, консультантов по современной музыке и современному театру, режиссёра-постановщика.
- Интеграция в международный культурный процесс.
- Обеспечение новыми рабочими местами.
- Повышение квалификации и компетентности специалистов, участвующих в создании постановки.
- Апробация нового для российской действительности маркетингового инструмента — творческого краудфандинга ( на базе сайта Планета.ру, являющегося русским Кикстартером для творческих людей) и выход на международный уровень.
- Привлечение внимания СМИ — как российских, так и зарубежных.
- Привлечение инвесторов, как российских, так и зарубежных партнёров.
Вывод по полезным итогам реализации второй задачи для общества:
создание нового музыкально-театрального продукта, готового к экспорту, продвижение современной российской оперы, развитие отечественного музыкального театра.
- Образовательная программа — регулярное проведение мастер-классов по композиции, игре на фортепиано, скрипке, виолончели от известных мэтров исполнительского искусства, а также мастер-классы по видео-арту, кинематографу, дизайну, живописи.
Целевая аудитория: учащиеся образовательных музыкальных учреждений, представители СМИ, музыканты-исполнители, композиторы, музыковеды.
Полезные итоги реализации для общества:
- Формирование новых эстетических ценностей и вкуса у слушателей мастер-классов.
- Содействие в области освоения музыкальных навыков и композиторских технологий.
- Поддержка передачи знаний, обмена опытом и передовой практикой среди деятелей культуры.
- Демонстрация новых возможностей педагогики и преодоление консерватизма старой образовательной системы.
- Активная роль всех участников происходящего.
- Возможность передачи авторской программы обучения.
- Выполнение просветительской функции.
Вывод по полезным итогам реализации второй задачи для общества:
реализация просветительской и образовательной программ, Воспитание нового поколения деятелей искусства.
Vladimir Martynov Vita Nuova |